Продажи iPhone упали впервые за его историю

Tim Cook

Сегодня ночью Apple опубликовала свою финансовую отчетность за I кв 2016. Как всегда она впечатляет огромными показателями выручки и прибыли. Но вместе с тем в ней подтвердился прогноз компании и сторонних экспертов о падении выручки по iPhone — впервые с 2007 года, когда начались продажи смартфона. Сравнение делается с аналогичным периодом прошлого года — брать предыдущий период некорректно по причине сезонного фактора. Ведь пик продаж приходится на IV кв, когда Apple традиционно анонсирует свои новые модели и происходят рождественские распродажи. Тем не менее, мы возьмем все три периода, для наглядности:

 I кв. 2016 IV кв. 2015  I кв. 2015
Выручка $50.557 $75.872 $58.010
Чистая прибыль $10.516 $18.361 $13.569

Как видим, по сравнению с прошлым годом общая выручка снизилась на 13%, а чистая прибыль — на 22%. Структура выручки в этих периодах выглядит следующим образом (в тыс. штук):

 I кв. 2016 IV кв. 2014 I кв. 2015 Изменение за квартал Изменение за год
iPhone 51,193 74,779 61,170 -32% -16%
iPad 10,251 16,122 12,623 -36% -19%
Mac 4,034 5,312 4,563 -24% -12%

(в млрд.):

I кв. 2016 IV кв. 2015 I кв. 2015 Доля в I кв. 2016
iPhone $32.857 $51.635 $40.282 65.0%
iPad $4.413 $7.084 $5.428 8.7%
Mac $5.107 $6.746 $5.615 10.1%
iTunes, App Store $5.991 $6.056 $4.996 11.9%
iPod, TV, Watch $2.189 $4.351 $1.689 4.3%

Из этих данных следует, что с прошлого года упали продажи не только iPhone — существенный спад переживают Mac и особенно iPad (впрочем продажи последних падали весь 2014 и 2015 — на 21-22% ежегодно). Причем в денежном выражении продажи смартфонов снизились даже больше (18%), чем в натуральном (16%).

С другой стороны, почти на $1 млрд. выросла выручка по iTunes и App Store (что вполне естественно по причине растущего парка iOS-устройств), и на $0.5 млрд. — остальных, помимо iPhone и iPad, мобильных устройств (включая Apple Watch). Впрочем, по меркам 50-миллиардной квартальной выручки это незначительные цифры.

Ниже приводится статистика общей выручки по регионам:

I кв. 2016 IV кв. 2015 I кв. 2015 Доля в I кв. 2016
Америка $19.096 $29.325 $21.316 37.8%
Европа $11.535 $17.932 $12.204 22.8%
Китай $12.486 $18.373 $16.823 24.7%
Япония $4.281 $4.794 $3.457 8.5%
Остальные страны $3.159 $5.448 $4.210 6.2%

Наиболее заметным в этой статистике стало снижение доли продаж, которые приходятся на самый перспективный для Apple рынок, Китай — год назад она составляла 29%.

Что касается расходов компании, то в наиболее интересной нам части, R&D (аналог нашего НИОКР) в I кв 2016 они составили $2.5 млрд. — по сравнению с $1.9 млрд. год назад и $2.4 млрд. в предыдущем квартале. При этом накопления Apple на банковских счетах и в ценных бумагах достигли рекордного значения в $234 млрд. Они позволили поднять сумму в программе обратного выкупа до $250 млрд. С августа 2012 по март 2016 Apple уже выкупила у своих акционеров акций на сумму $117 млрд.

Текущая рыночная капитализация Apple (биржевая стоимость всех её акций) составляет $578.6 млрд. Для сравнения у Google (Alphabet) — $498.2 млрд., а Microsoft — $404.3 млрд.

Таким образом, Apple по-прежнему остается богатейшей и самой успешной в мире компанией. Но прозвучавший после публикации финансовой отчетности за IV кв 2015 тревожный сигнал стал намного отчетливее. Если тогда рост продаж iPhone прекратился, то сейчас они уже падают — и весьма существенно. Более того — руководство прогнозирует дальнейшее снижение продаж: во II кв 2016 выручка Apple ожидается в размере $41-43 млрд. Для сравнения за аналогичный период 2015 года она составила $49.6 млрд., т.е. дальнейший спад оценивается на уровне 13-17%.

Конечно, немалую роль во всем этом играют кризис и снижение курсов национальных валют во многих странах, возможное насыщение рынка смартфонами (как это ранее произошло с планшетами), а также растущая конкуренция со стороны китайских производителей. Но для компании, которая за несколько лет сумела вырасти в несколько раз за счет нового для себя бизнеса, это слабое утешение — от неё ждут нового чуда, каким в 2007 году стал iPhone.

Apple

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *