Главные события 2014 года

2014

Заканчивается 2014 год, а значит самое время для традиционного подведения его итогов — в той предметной области, которой посвящен наш сайт, разумеется. Итак, чем же запомнится этот год? На мой взгляд, он знаменателен сразу четырьмя событиями, которые будут влиять на развитие мобильных технологий в течение нескольких ближайших лет: 1) релизом операционной системы Android 5.0 Lollipop, 2) анонсом новой графической платформы Metal, 3) запуском сервиса облачных игр GRID и 4) анонсом операционной системы Windows 10. Вкратце напомним обо всех этих продуктах.

Начнем с Android Lollipop. Релиз четвертого поколения Android состоялся осенью 2011 года, и, таким образом, оно разменяло третий год своего существования. И хотя предыдущие поколения этой мобильной операционной системы имели более короткий жизненный цикл, не исключено, что Android 5.x — это перспектива на ближайшие два-три года. Основными нововведениями Android L, на наш взгляд, стали незаметные обычным пользователям, но весьма важные с точки зрения производительности, улучшения — набор расширений для графического интерфейса OpenGL ES 3.1, Android Extension Pack (AEP), который позволит значительно повысить зрелищность игр за счет добавления в них более реалистичных окружения, персонажей, световых и отражающих эффектов, а также новая среда выполнения приложений, Android RunTime (ART).

Тот же аспект — зрелищность в играх, затрагивает и разработанный компанией Apple новый графический интерфейс, Metal. Если Google расширила возможности традиционного API OpenGL ES 3.1, то Apple предложила ему полную альтернативу. Будучи оптимизированным для ее мобильного «железа», Metal обещает 10-кратный рост производительности в играх, что в какой-то мере подтверждается эффектными видео и скриншотами созданных на новой платформе игр Zen Garden (Сад Дзен) и Battlefield 4. В сочетании с новым поколением графических ускорителей от Imagination Technologies, PowerVR Series7XT (в котором самая старшая модель, PowerVR GT7900, с ее 16 шейдерными кластерами и 512 ядрами ALU FP32 соответствует уровню бюджетного десктопного графического ускорителя 2014 года, GeForce GTX 750), новая платформа создает предпосылки для полноценного выхода мобильных игр на десктопный уровень. Но на этом поприще в борьбу за умы и кошельки потребителей вступает принципиально другая технология — облачные игры.

Речь, как вы уже наверное поняли, идет о сервисе GRID, предлагаемом крупнейшим в мире производителем графических ускорителей, компанией Nvidia. Будучи, до недавнего времени, на стадии бета-тестирования, этой осенью он был запущен в коммерческую эксплуатацию. Напомним, что сервис представляет собой трансляцию в режиме реального времени полноценной десктопной графики (будь то игра или проектирование трехмерного объекта) на мобильное устройство с помощью технологии GameStream. Трансляция (с вашего домашнего компьютера, офисного сервера или игрового дата-центра Nvidia) осуществляется в любую точку мира, где мобильное устройство подключено к Интернету с достаточно высокой скоростью (5 Мбит/с). Точнее говоря, трансляция с игрового дата-центра в настоящее время возможна только на территории Северной Америки и Западной Европы, но в перспективе охватит и остальные регионы. И хотя пока облачные игры доступны только владельцам игровых планшетов Nvidia (в пределах одной WiFi сети такую возможность обладателям ее продукции предоставляет также компания Sony), интересен сам подход. В случае широкого распространения, он произведет в индустрии мобильных игр настоящую революцию, поскольку графику десктопного уровня можно будет запускать даже на относительно слабеньком смартфоне или планшете.

Ну и наконец, четвертым событием года, по мнению вашего покорного слуги, стал анонс Windows 10. Дело тут, конечно же, не в очередном обновлении этой самой распространенной в мире десктопной операционной системы (хотя такое действительно случается не каждый год), а в перспективах, которые оно сулит для мобильных устройств. А мобильным устройствам это обновление теоретически сулит доступ к программному обеспечению для персональных компьютеров — не столь многочисленному, как для смартфонов и планшетов, но более функциональному и качественному с точки зрения бизнес-приложений и игр. Напомним, что Microsoft обещает сделать Windows 10 единой операционной системой сразу для трех платформ: персональных компьютеров, игровых приставок Xbox и мобильных устройств. По задумке компании, даже в рамках одного устройства в зависимости от, например, пристегнутой к планшету клавиатуры, интерфейс будет адаптироваться автоматически.

Насколько быстро и успешно Microsoft удастся реализовать свою амбициозную идею, и удастся ли вообще, пока сказать трудно. Покойный Стив Джобс на презентации первого iPhone в 2007 году тоже объявил, под восторженные аплодисменты публики, что смартфон работает под управлением Mac OS X, что, как мы знаем, не соответствует действительности — написанные для Mac OS X приложения не запускаются на iOS, а написанные для iOS приложения не запускаются (во всяком случае, без специального эмулятора) на Mac OS X. Если Microsoft задумала настоящее объединение всех платформ в рамках общей ОС, то это сулит пользователям Windows 10 значительные преимущества. Конечно же, они будут ограничены производительностью устройства и размерами дисплея — представить себе запуск какого-нибудь AutoCAD на смартфоне довольно сложно. Но с учетом того обстоятельства, что топовые мобильные устройства по производительности фактически сравнялись с бюджетными десктопными, необходимость в расширении их функционала за счет хотя бы некоторых десктопных приложений действительно назрела.

Что касается главных героев нашего сайта, непосредственно мобильных устройств, то, с точки зрения графической производительности (одного из самых главных критериев для оценки), к концу 2014 года определились следующие «финалисты»: iPhone 6/Plus (с процессором Apple A8) и Galaxy Note 4 (Snapdragon 805) на рынке смартфонов, а также iPad Air 2 (Apple A8X) и Nexus 9 (Nvidia Tegra K1) среди планшетов. Galaxy Note 4 и Nexus 9 были не единственными моделями 2014 года, оснащенными процессорами Snapdragon 805 и Tegra K1, но, пожалуй, самыми известными.

В ряду большого числа достойных, но вполне традиционных моделей, анонсированных в этом году, особняком стоит Fire Phone. Его главной особенностью стала технология т.н. динамической перспективы (или, говоря иначе, трехмерного интерфейса), реализуемой при помощи четырех сенсоров, расположенных по периметру передней панели. Правда, несмотря на оригинальность, смартфон не имел большого успеха, и предложенная им концепция едва ли задаст новый тренд на рынке — по крайне мере, в обозримом будущем.

И конечно же, вспоминая 2014 год, нельзя не упомянуть набирающие популярность умные часы и очки виртуальной и дополненной реальности — Apple Watch, Samsung Gear S, LG G Watch R, Sony SmartWatch, Asus Zen Watch и Motorola Moto 360, Samsung Gear VRSony Morpheus и другие.

А чего ожидать от 2015 года? Об этом мы поговорим в завтрашней публикации.