Дефицит процессоров ударил по автопрому

Острая нехватка процессоров до сих пор сказывалась в основном на компьютерной индустрии — в последние годы трудно приобрести по нормальной цене новую видеокарту или игровую приставку. Но с конца прошлого года стали поступать тревожные сообщения уже от компаний автомобильной индустрии. Из-за нехватки процессоров объемы производства сократили Nissan, Volkswagen и Ford, а на днях об этом объявила General Motors и, в очередной раз, Ford. Последняя была вынуждена урезать выпуск даже такого популярного пикапа как F-150. На одном из заводов компании количество смен сократили с трех до двух, на другом — с трех до одной. Впрочем, мера эта временная и по планам Ford продлится до середины февраля. Одновременно компания заявила, что к 2025 году инвестирует $22 млрд в электромобили и $5 млрд — в автопилот.

Причин дефицита процессоров и графических ускорителей несколько — активность перекупщиков видеокарт и игровых приставок, спрос майнеров (выросший на фоне недавнего взлета котировок биткойна и других криптовалют), а также спровоцированные COVID-19 перебои с производством и логистикой.

По мере дальнейшего усложнения бортовой электроники автомобилей, спрос индустрии на высокопроизводительные процессоры будет только расти. Например, Model S Plaid (как уже рассказывал Gadgets News — самый быстро разгоняющийся серийный автомобиль в истории автопрома) оснащен полноценным игровым компьютером. У него дисплей 17″ 1300×2200 и производительность 10 TFLOPS, что соответствует уровню новейших игровых консолей Sony и Microsoft. Но конечно основной вклад в спрос на процессоры для автомобилей делает автопилот.

В этом отношении любопытно сравнить подходы двух таких успешных компаний как Tesla и Apple. Первая производит автомобили, но несколько лет назад приступила к разработке собственного процессора. Третье поколение автопилота Tesla обслуживает двухпроцессорная система, чья общая производительность составляет 144 TOPS при энергопотреблении 72 Вт. Для сравнения, процессор Mobileye EyeQ5 (автопилот на котором впечатляет не меньше, чем автопилот Tesla) имеет производительность в 15 TOPS при энергопотреблении 5-6 Вт. Илон Маск обещал релиз полноценного автопилота до конца этого года, но с моей точки зрения это исключено — периодическое вмешательство водителя будет требоваться по меньшей мере еще несколько лет.

В свою очередь Apple разрабатывает процессоры (для своих смартфонов, планшетов и с недавних пор — ноутбуков и десктопных компьютеров), но планирует заняться и автомобилями — во всяком случае если верить многочисленным утечкам. Согласно очередной порции слухов, производством разрабатываемого Apple полностью беспилотного электромобиля займется южнокорейская компания Kia Motors, входящая в группу Hyundai. Таким образом, в лице Tesla и Apple имеет место как бы встречное движение: от автомобилей к процессорам и от процессоров к автомобилям. Это показывает, что процессор с программным обеспечением становится одним из ключевых компонентов современного автомобиля — наравне с электромотором и аккумуляторной батареей.