Главные события 2017 года: подведение итогов от Gadgets News

Итак, настала пора подведения главных событий и анонсов 2017 года, о которых мы рассказывали в своем блоге. Разумеется данный обзор не претендует на полноту — я постараюсь кратко рассказать о том, что было самым интересным на мой взгляд.

Начнем с AMD — 2017 стал несомненно её годом. После многолетнего перерыва, в течение которого на рынке топовых процессоров безраздельно хозяйничала Intel, в 2017 состоялся долгожданный релиз процессоров Ryzen, Threadripper и Epyc, главной особенностью которых стало большое количество ядер — до 8, 16 и 32 соответственно.

Это обстоятельство заметно подстегнуло конкуренцию на рынке, поскольку в своих новых процессорах Intel также нарастила количество ядер в полтора-два раза. В частности в её новейшем Core i7-8700K их число, по сравнению с Core i7-7700K, выросло с 4 до 6. А топовая модель в новой линейке Core i9 (i9-7980XE) получила и вовсе 18 ядер — до этого самой старшей моделью в семействе Core был 10-ядерный Core i7-6950X Extreme Edition. По причине значительного прироста числа ядер, вслед за Xeon Phi (Knights Landing) с кольцевой на сеточную структуру соединения ядер Intel перевела и семейство процессоров Xeon (Skylake-SP).

Также состоялся релиз двух видеокарт с новой архитектурой AMD — Radeon RX Vega 56 и RX Vega 64. Правда, последняя по уровню производительности явно не дотягивает до уровня Nvidia GTX 1080 Ti, хотя потребляет значительно больше электроэнергии. Таким образом, если по части процессоров между Intel и AMD сложился определенный паритет, то видеокарты Nvidia по-прежнему лидируют. Это касается как топовой геймерской GTX 1080 Ti, чей релиз состоялся в марте этого года, так и выпущенной на днях Titan V с новой архитектурой Volta, на которую в 2018 году перейдут видеокарты и остальных серий Nvidia (преемники GTX 1030, 1050, 1060, 1070, 1080 и их Ti-версий). Благодаря Nvidia и её GTX 1080 Ti, 2017 стал первым годом, когда играть с максимальными настройками можно даже на разрешении 4K.

Важным, отчасти даже историческим, событием 2017 стал заявленный Intel переход встроенной графики её будущих процессоров на графические ядра AMD. Это связано с отказом Nvidia продлить подписанное в 2004 году перекрестное патентное соглашение с Intel, в рамках которого последняя оснащала свои процессоры интегрированными графическими процессорами Intel HD Graphics. Самым производительным среди них на сегодня является Iris Pro Graphics P580. Его 72 вычислительных блока обеспечивают производительность в 1.152 терафлопс, что примерно соответствует самой младшей из дискретных видеокарт 10-й серии, Nvidia GT 1030. Как уже говорилось выше, по части топовой графики Nvidia заметно превосходит AMD, но в данном случае речь идет о встроенной.

Также в 2017 произошло событие, обещающее оказаться историческим — анонс разработки дискретных графических ускорителей, которую возглавит Раджа Кодури, до этого курировавший проектирование видеокарт в AMD. Впрочем, более вероятно, что речь идет не о дискретных видеокартах (вроде тех, что выпускает Nvidia и AMD), а об отдельном кристалле с ГПУ, объединенном с другими кристаллами (в частности ЦПУ) при помощи технологии EMIB.

Говоря о компьютерной графике нельзя не упомянуть релиз Xbox One X. Несмотря на гораздо более низкую, чем у видеокарты GTX 1080 Ti, производительность (6 терафлопс vs 11.3 терафлопс), эта игровая приставка также позиционируется для 4K-разрешения. На самом деле в большинстве игр для Xbox One X  разрешение до 4K растягивается (т.н. апскейл), причем часто при частоте 30 к/с — но в некоторых из них действительно имеет место нативное 4K @ 60 к/с.

Другим, пожалуй даже более интересным и значимым игровым событием, стала Nintendo Switch. От всех прочих соперников её отличает возможность использования в качестве как мобильной игровой консоли, так и стационарной. Причем в числе портированных на Nintendo Switch игр — Doom и Wolfenstein II, и это при том, что приставка работает под управлением мобильного процессора почти трехлетней давности, Nvidia Tegra X1. Судя по геймплею Doom на Nintendo Switch, это конечно не графика уровня Xbox One и PlayStation 4, но все равно полноценный десктопный Doom, а не мобильная поделка с таким названием.

В продолжение игровой тематики следует упомянуть еще два интересных события уходящего года. В ноябре в App Store вышел гоночный симулятор GRID Autosport. Несмотря на то, для игры требуются iPhone или iPad с процессором не старше A9/A9X (2015), графика в ней в ней почти не отличается от той, которую можно видеть в версии для Xbox 360. Таким образом, вопреки многочисленным скептикам, считающим высокую мобильную производительность смартфонов в бенчмарках либо фиктивной (для т.н. «ппопугаев»), либо бесполезной, можно уверенно утверждать, что эта производительность вполне реальна и теперь уже относительно востребована. Эта уверенность дополнительно подкрепляется упомянутой выше Nintendo Switch — при современном аналоге Tegra X1 консоль на своем нативном разрешении 720p вероятно вполне справится с любой из консольных игр, пусть даже с 30 к/с и при минимальных настройках.

Малозаметным, но по-своему интересным, событием стала выпущенная небольшим стартапом мобильная игровая консоль GPD Win 2. По сути это просто миниатюрный ноутбук со встроенным в клавиатуру геймпадом — но не исключено, что нечто подобное когда-нибудь появится в виде смартфона под управлением десктопной Windows и чехла со встроенными клавиатурой и геймпадом.

Что касается самих смартфонов, то конечно главным среди них в этом году стал iPhone X. Его релиз был приурочен к 10-й годовщине первого iPhone, поэтому Apple постаралась выпустить по-настоящему инновационное устройство. И в принципе ей это удалось — новый iPhone наконец избавился от широких рамок сверху и снизу, обзавелся единственным среди смартфонов сканером лица и получил процессор, который по производительности не только превосходит всех соперников на Snpadragon 835 и Exynos 8895, но и претендует на уровень современных ноутбуков. Впрочем, установленный в iPhone X (а также iPhone 8 и iPhone 8 Plus) A11 Bionic не единственный интересный процессор 2017 года. В начале декабря состоялся анонс Snapdragon 845, немного позднее стали известны его характеристики. Как Snapdragon 835 был главным процессором топовых Android-смартфонов в этом году, так и Snadragon 845 станет главным мобильным процессором 2018 года. Реже будут встречаться смартфоны с Exynos 9810 компании Samsung и Kirin 970 от Huawei.

Кстати, двое из упомянутых выше процессоров (Kirin 970 и A11 Bionic) от своих предшественников отличаются встроенным НПУ (нейронным процессорным устройством). Это предполагает не столько какие-то принципиально новые возможности по обработке фотографий, распознаванию образов, голоса и т.д., сколько их аппаратное ускорение. Как и следовало ожидать, в 2017 году бурное развитие систем искусственного интеллекта (или точнее машинного обучения на базе глубоких нейросетей) получило дальнейшее распространение. Попробую перечислить некоторые из наиболее ярких достижений в этой области.

Обыгравшая в прошлом году 18-кратного чемпиона мира по го Ли Седоля система AlphaGo была значительно усовершенствована — если её ранние версии старались победить человека, то последующим это уже было неинтересно. Так, версия AlphaGo Zero с разгромным счетом 100:0 обыграла ту самую AlphaGo Lee, которая со счетом 4:1 взяла вверх над Ли Седолем. Еще более новая версия, AlphaZero, в свою очередь обыграла AlphaGo Zero (со счетом 60:40). Причем количество задействованных при этом ТПУ (тензорных процессорных устройств) сократилось в 12 раз — с 48 до 4.

Другой областью успешного применения искусственных нейросетей стали распознавание и синтез речи. В октябре были продемонстрированы вполне по-человечески звучащие примеры, сгенерированные WaveNet, а буквально на днях Google выложила аудиофайлы с записью «говорящей» Tacotron 2 — некоторые из примеров искусственной речи были совершенно неотличимы от настоящей. В свою очередь созданная в Microsoft система превзошла человека в распознавании речи. Заметно совершенствуются и семантические навыки ИНС — на конференции GDD Europe 2017 компания Google показала примеры диалога с Google Assistant, научившегося понимать как отдельные сложные фразы, так и контекст короткого диалога.

Успехи систем распознавания и генерирования речи породили настоящий бум т.н. смарт-динамиков — интеллектуальных акустических колонок со встроенным микрофоном. Одной из первых и самой популярной среди них является интегрированная с голосовой помощницей Amazon Alexa колонка Amazon Echo, поступившая в продажу сначала в США (в 2015), а затем и некоторых странах Европы (в 2016). В 2016 интегрированный с Google Assistant смарт-динамик Google Home представила, соответственно, Google, которая в этом году дополнила его двумя новыми версиями. А в этом году в гонку вступила Apple, анонсировавшая на WWDC 2017 интегрированный с Siri смарт-динамик HomePod. Стараются не отставать и другие компании — в последние дни 2017 был анонсирован LG ThinQ Speaker.

Следующее актуальное применение искусственного интеллекта — редактирование фото и обработка снимаемого видео в режиме реального времени. Последняя технология весьма впечатляюще была продемонстрирована Google на примере Pixel 2 и Pixel 2 XL, которые впервые среди смартфонов получили одновременную цифровую и оптическую стабилизацию. Впрочем представленные компанией примеры выходят за рамки этой категории — помимо стабилизации видеоизображения нейросеть Google обеспечивает исправление различных артефактов, с которыми на своих смартфонах сталкиваются операторы-любители.

Конечно же в 2017 продолжали развиваться и навыки беспилотного управления автомобилем. Этот год не был богат на какие-то яркие демонстрации конкретных примеров, но в 2017 произошло такое знаковое событие как тестирование полностью беспилотных (т.е. без водителя за рулем) автомобилей на публичных дорогах, а также релиз первого компьютера для автопилота 5-го уровня.

Говоря о гаджетах невозможно обойти внимание такой ходячий гаджет как двуногий робот Atlas компании Boston Dynamics. В ноябре 2017 она опубликовала видео, в котором 175-сантиметровый 82-килограммовый андроид весьма ловко запрыгивает на ящик, делает прыжок с разворотом и затем — сальто назад, приземлившись на свои «ноги». Почти наверняка при обучении Atlas человеческой моторике был задействован искусственный интеллект, так что на его счет вполне можно отнести новые успехи этого робота. В сочетании с системой автопилота, различающего окружающие объекты, и при наличии достаточно емкой аккумуляторной батареи, такой робот пожалуй умел бы делать то, о чем пока можно читать лишь в научной фантастике. Схожие задачи, но уже в виртуальном пространстве, пытаются решать и создатели трехмерных моделей человека.

И раз уж у нас с вами зашла речь о виртуальной реальности, то следует упомянуть такие интересные новинки как очки виртуальной реальности Pimax 8K и Varjo. Первые отличает беспрецедентно высокое разрешение (по 4K на один глаз), а второе — специальная технология, позволяющая генерировать высокое разрешение только в той области дисплея, на которую смотрит пользователь.

По части дополненной реальности можно отметить два события. Во-первых, на днях американский стартап Magic Leap продемонстрировал автономные очки дополненной реальности (см. фото сверху). Их отличает использование технологии цифрового светового поля (Digital Lightfield), которая с помощью многочисленных камер и датчиков считывает данные о пространственной глубине внешних предметов и более реалистично накладывает на них виртуальные объекты. Стартап привлек несколько миллиардов инвестиций от таких компаний как, например, Google, Alibaba (Китай) и Qualcomm, поэтому наверняка составит достойную конкуренцию Google Glass (Enterprise Edition), Microsoft HoloLens, Meta 2 (Development Kit), Avegant и другим. Вообще количество моделей виртуальной и дополненной реальности исчисляется уже десятками, поэтому в ближайшее время мы планируем составить по ним краткий обзор.

Вторым важным событием, на мой взгляд, стал релиз компанией Apple программной платформы для разработки приложений дополненной реальности, ARKit. Его значимость обусловлена огромным количеством устройств, под которые многочисленная армия iOS-разработчиков будет разрабатывать соответствующие приложения. Не исключено, что исходя из популярности и перспективности подобных приложений для iPad и iPhone, Apple примет решение и выпуске отдельного устройства дополненной реальности.

Таким мне запомнился 2017 год — будем надеяться следующий окажется не менее интересным.