Финансовый аналитик: Apple руководят идиоты

tim-cook-suprised

Во вчерашнем интервью телекомпании CNBC, посвященном компании Apple, аналитик и управляющий директор Global Equities Research Трип Чоудри (Trip Chowdhry) заявил следующее: «Компании делятся на четыре категории: идиоты создают услуги, умные — продукты, очень умные — рынки, сверх умные — индустрии». Он отметил, что на 90 млрд долларов, в 2018 потраченные на выкуп акций ($73 млрд), выплату дивидендов ($14 млрд) и уплату процентов по кредитам ($3 млрд), Apple могла бы создать многочисленные индустрии — но проблема в том, что в компании нет человека, который имел бы соответствующее видение. По словам Чоундри, все успешные продукты Apple были созданы при Стиве Джобсе, а сейчас единственный человек, который имеет правильное видение и мог бы помочь этой компании с инновациями — Джонатан Рубинштейн, руководивший разработкой iPod.

И действительно, в свете последних громких анонсов на MWC 2019, главными среди которых стали складные смартфоны Samsung и Huawei (не считая прототипов Xiaomi и Oppo), основной генератор выручки и прибыли Apple, её смартфон, выглядит бледновато. По качеству камеры iPhone XS Max сегодня уступает четырем флагманам от Huawei, Samsung и Xiaomi, по качеству ночной фотосъемки безнадежно проигрывает Google Pixel 3, а по количеству модулей у основной камеры — Nokia 9 PureView.

Отличительной особенностью смартфонов и планшетов Apple являются фирменные процессоры, но с релизом Snapdragon 855 топовые смартфоны на Android обещают быть производительнее iPhone XS (по меньшей мере на одинаковом разрешении дисплея). Кроме того, собственные процессоры выпускает не только Apple: некоторые топовые модели Samsung оснащены Exynos 9820, а Huawei — Kirin 980. Какие-то из уже анонсированных смартфонов поддерживают 5G (на базе таких модемов как Qualcomm Snapdragon X50 и Huawei Balong 5000, на подходе модели с Samsung Exynos Modem 5100). Apple смартфон с 5G выпустит в лучшем случае через полгода, а по слухам это произойдет и вовсе осенью 2020 года.

HOLOLENS-2

На рынке устройств виртуальной и дополненной реальности дела у Apple вроде бы обстоят еще хуже — в продаже имеются или поступят в ближайшее время несколько вполне добротных устройств, вроде Vive Pro и анонсированного неделю назад 2-го поколения Microsoft HoloLens (с процессором Snapdragon 850 вместо Intel Atom x5-Z8100, углом обзора 70° вместо 35°, и с разрешением дисплея в 47 пикселей на один градус). При этом Apple пока может похвастать выводом объектов дополненной реальности лишь на дисплей смартфонов и планшетов.

Также почти ничего неизвестно про беспилотный автомобиль Apple, ну или хотя бы систему автопилота (работу над ними Apple подтверждает вполне официально) — тогда как их публично тестируют уже десятки компаний, некоторые из которых рассчитывают на релиз полного автопилота уже в следующем году.

Но так ли плохо обстоят дела с инновациями у Apple на самом деле? Давайте рассмотрим каждое из перечисленных выше направлений.

Мобильные процессоры традиционно обновляются раз в год. Qualcomm (главный поставщик процессоров для Android-смартфонов) обычно анонсирует очередной топовый чип в конце года, перед весенним релизом флагманских смартфонов. В свою очередь Apple последние годы презентацию iPhone, оснащенного очередным её процессором, устраивает в сентябре. Соответственно между релизами топовых смартфонов на iOS и Android имеется полгода времени, в течение которых кто-то возможно будет отставать. Судя по предварительным тестам, сейчас лидирует Snapdragon 855, но осенью 2019 почти наверняка вперед вырвется и будет доминировать условный Apple A13 — пока весной 2020 не начнут выходить смартфоны на условном Snapdragon 865. В целом же на поприще процессоров дела у Apple обстоят весьма недурно: процессор A12X Bionic по производительности сравнялся с десктопными игровыми приставками последнего поколения (во всяком случае теми, что вышли в 2013 году), а его преемники могут смело претендовать на использование в ноутбуках и мини-ПК Apple (после соответствующей переделки macOS).

Сотовая связь 5-го поколения только-только появляется, причем пока речь идет о  переходном стандарте 5G NSA, который будет развернут на базе уже имеющихся LTE-сетей. Если осенью этого года Apple, как предсказывают утечки, действительно не выпустит iPhone 5G, то впору будет говорить о серьезном технологическом отставании её смартфона от продукции конкурентов — пока же поддержка 5G является явно избыточной.

Oppo Fold

Что касается складных смартфонов, то лично у меня нет никаких сомнений, что за ними будущее, и что это самое главное направление, в котором должны совершенствоваться смартфоны — прежде чем уступить место более инновационным и удобным мобильным гаджетам. Но обе из анонсированных на днях моделей стоят баснословно дорого, $1980 (₽130 тыс) и €2300 (₽170 тыс). Как уже отмечал Gadgets News, на сумму, в которую Huawei оценила свой складной смартфон, можно приобрести iPad Pro (₽67 тыс) c iPhone Xs Max (₽99 тыс). Едва ли Mate X и Galaxy Fold будут продаваться в больших объемах и генерировать для своих производителей значительную часть выручки, поэтому их релиз в этом году был продиктован скорее соображениями престижа и маркетингового интереса, чем коммерческой целесообразности. В этом отношении Apple необязательно быть первой — она вполне может выпустить свою версию складного смартфона когда его цена окажется более-менее адекватной (во всяком случае, по меркам традиционно дорогих продуктов этой компании).

Аналогичного подхода Apple вероятно придерживается и в отношении устройств виртуальной и дополнительной реальности. Это безусловно очень перспективное направление, но нынешние образцы слишком несовершенны и/или дороги, чтобы стать массовым продуктом. Хочу напомнить, что появлению в 2007 году первого iPhone, который произвел в индустрии телефонов настоящую революцию и задал тренд по меньшей на последующее десятилетие, предшествовали несколько лет продажи кнопочных коммуникаторов. По-своему это были весьма полезные продукты — но не слишком массовые. Согласно англоязычной Википедии, пиковое (в сентябре 2013) число владельцев BlackBerry составляло 85 млн — для сравнения, количество владельцев iPhone в начале текущего года достигло 900 млн. По слухам, свои очки виртуальной и дополненной реальности Apple может выпустить уже в следующем году.

Несколько сложнее дела обстоят с качеством камер и беспилотными автомобилями. В первом случае Apple явно проигрывает своим главным конкурентам (Huawei, Xiaomi, Samsung и Google). В сочетании с уже не самым производительным в мире процессором, компания не может предложить пользователям iPhone ничего эксклюзивного. Это касается и голосового ассистента — Siri заметно уступает Google Assistant. Между тем речь идет об одной из самых ключевых технологий — взаимодействие со смартфоном (планшетом, ноутбуком) на естественном языке имеет безграничный потенциал. Можно почти не сомневаться, что смартфону с гибким дисплеем и превосходной камерой потребители предпочтут модель без всех этих изысков, если смогут с ней общаться как с живым человеком.

Что касается беспилотного автомобиля, то его создание вряд ли возможно без предварительного массового тестирования. Даже если предположить, что на закрытых полигонах или даже публичных дорогах ездят сотни (а скорее десятки) автомобилей с автопилотом Apple, и что еще более массовое испытание происходит на компьютерных симуляторах, это не идет ни в какое сравнение, например, с сотнями тысяч Tesla. Последние накапливают огромный опыт, который оказывается в распоряжении разработчиков и систем машинного обучения.

Если резюмировать, то в области инновационных технологий нет явных признаков ни регресса Apple, ни её бурного развития. С 2007 года она не выпустила ни одного по-настоящему революционного продукта — но его, до недавнего времени, не выпускал и ни один из её конкурентов. Последние десять лет производители смартфонов совершенствовали свои продукты постепенно и немало в этом преуспели — если бы iPhone XS вышел не в 2018, а в 2008 году (спустя год после iPhone 2G), то произвел бы эффект разорвавшейся бомбы. Но сегодня на революционные продукты вполне могут претендовать складные смартфоны Samsung и Huawei — однако, как уже говорилось, с коммерческой точки зрения эта революция пока не слишком целесообразна.

Куда Apple будет развиваться дальше? Позавчера глава компании Тим Кук заявил, что он еще никогда не был настроен так оптимистично. По его словам, в Apple работают над продуктами, которые «снесут вам башню» (blow you away). Впрочем, за этим громким обещанием могут скрываться не гаджеты, а те самые сервисы, которые, по мнению Трипа Чоудри, создают идиоты. За 2018 финансовый год они принесли Apple $37.2 млрд (14% от общей выручки) — вдвое больше, чем общая выручка вместе взятых Nvidia ($11.7 млрд) и AMD ($6.5 млрд). Причем по данным за 4 кв календарного 2018 года, себестоимость выручки от продажи продуктов составила 66%, а от предоставления сервисов — 37%. Если применить эти пропорции к годовой выручке, то валовая (без учета управленческих, коммерческих и финансовых расходов) прибыль за 2018 год по продуктам (смартфонам, планшетам, ноутбукам и т.д.) составила $77.7 млрд, а по сервисам — $24.1 млрд (общая валовая прибыль — $101.8 млрд). Соответственно, при 14% от выручки «идиотские» сервисы приносят Apple 24% от валовой прибыли.

Но на этом «идиотизме» Apple, похоже, останавливаться не собирается. Как уже рассказывал Gadgets News, по слухам компания разрабатывает сервисы потокового видео и стриминга игр. Предпосылок для этого тоже немало: уже упоминавшаяся выше большая экосистема продуктов, готовая облачная инфраструктура, давние связи с правообладателями медиа-контента и разработчиками игр, грядущее распространение 5G. Что вовсе не исключает того, что в компании ведутся активные разработки новых продуктов — напомню, что её расходы на R&D довольно внушительные (насколько эффективные — вопрос отдельный). Ниже приводится сравнительная информация по расходам на R&D и краткосрочным финансовым резервам (денежным средствам и ликвидным ценным бумагам) Apple и двух других компаний, которые по этому показателю занимают первые места в мире:

  • Apple — $14.2 млрд (31% от чистой прибыли), $66.3 млрд
  • Alphabet (Google) — $21.4 млрд (70%), $109.1 млрд
  • Amazon — $28.8 млрд (286%), $41.3 млрд.

Судя по этим цифрам, Apple тратит на исследования и разработки довольно большие суммы в абсолютном выражении, но скромные относительно имеющихся у неё финансовых ресурсов.